Театральный словарик

актерское искусство - искусство создания сценических образов (ролей) в театральных и других зрелищных представлениях

атмосфера – эмоциональная окраска каждого действия, сцены, эпизода, всего спектакля. Зависит от предлагаемых обстоятельств, от события, от сверхзадачи, конфликта, темпо-ритма, «зерна», взаимосвязана со сквозным действием, зависит от действующего лица от его характера, способствует созданию целостности спектакля, фильма

борьба (в межличностном общении) – активное сценическое действие. Всегда предполагает преодоление препятствий на пути к достижению цели

вес  (тяжелый, легкий, с достоинством) – подсознательное ощущение веса собственного тела относительно силы (душевной, физической) человека

внимание – активный познавательный  процесс, необходимое условие органического действия, осуществляемого с помощью восприятия (зрения, слуха, осязания и т.п.)

воображение – умение фантазией воздействовать на окружающую сценическую жизнь и изменять ее в нужном направлении

второй план – это внутренний, духовный «багаж» человека-героя, с которым тот приходит в пьесу. Он складывается из всей совокупности жизненных впечатлений персонажа, из всех обстоятельств его личной судьбы и обнимает собой все оттенки его ощущений, его восприятий, мыслей и чувств (Немирович-Данченко)

действие - волевой акт, направленный на достижение какой-либо цели. Разница целей (их столкновение) ведет к возникновению конфликта, внутреннего или внешнего. Драма на  сцене есть  совершающееся  у  нас на  глазах действие, а  вышедший  на сцену актер становится действующим

демобилизация, мобилизация –  происходит с изменением веса тела. При мобилизации следует конкретный поступок, при  демобилизации  действия не последует

динамика – выход и переход из одного статического положения в другое. Динамика необходима для двигательной ориентации в пространстве

жанр – это способ отражения действительности, угол зрения писателя, режиссера, артиста на жизнь, «преломленный», запечатленный   в художественном образе

задача – хотение в действии, то есть выполнение своего хотения. Задача должна быть сознательна, а выполнение ее бессознательно. Чего я хочу, я должен знать, чтобы правильно исполнять задачу, но как я выполню то, что хочу, я не должен знать

зажим – это мышечное или умственное напряжение, мешающее органической, достоверной жизни на сцене, возможности думать и действовать на сцене свободно, целесообразно и продуктивно

исходное событие – событие, предшествующее сюжету/фрагменту, определяющее его дальнейшее развитие, оценку и поведение героев

конфликт – это столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в удовлетворении своих интересов

мизансцена – способ отражения сценического действия, способ передачи смысла поступков и чувств артистов-персонажей, образное отражение особо важных по смыслу моментов сценического действия. Мизансцена – есть расположение актеров в пространстве сцены в отдельные моменты спектакля

мышечная свобода – умение актера естественно выполнять самые разнообразные движения

оценка – первый момент  всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании (образно говоря, это момент, в течение которого нужно «уложить в голову» нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить - что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство)

общение – процесс воздействия партнеров друг на друга, их взаимосвязь

перевоплощение – это явление временного перехода актера « в действительность» нового лица, в чужое «Я» –  в  психику и психологию другого человека, воспроизведение его в форме конкретного образа – в исполнении данной роли

подтекст – скрытое содержание текста. Если текст определяет - что говорить, то подтекст определяет истинный смысл сказанных слов, словесного действия

предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» (Станиславский)

пристройка  (начинается немедленно после "оценки") - это преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели (пристройка сверху, снизу, наравне)

психологический жест –  жест, совершаемый в душевной сфере невидимо, психологический жест служит прообразом физических жестов - частных, видимых, характерных для каждого отдельного человека

психотехника актера –  его нервная и физическая организация, влияющая на умение воспринимать, оценивать и осуществлять (внимание, мысль, эмоция, движение, речь) то или иное творческое задание

режиссерский замысел – это идейное и художественно-образное предвидение будущего спектакля во всей его целостности, рождаемое воображение режиссера

ремарка – авторское пояснение для режиссера, актера, читателя, дающее краткую характеристику места действия или особенностей поведения персонажей

сверхзадача –  главная всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто - роли. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания (Станиславский)

сверхзадача спектакля –  РАДИ ЧЕГО ставится данный спектакль. Что должно измениться в зрителе, в культурной жизни города, страны, мира...

словесное действие – есть высшая форма сценического действия, общения, самое эффективное средство воздействия на сознание собеседника, партнера

событие – это то, что меняет жизнь персонажа, его поведение

статика – включает в себя ряд застывших поз, имеющих целью воспитание скульптурности тела, и в то же время служит чисто техническим целям – выработке статического равновесия и развитию вестибулярного аппарата. От правильных ощущений рождается сознание неограниченных возможностей тела, его красоты

сценическая речь – выразительное яркое сценическое звучание голоса актера, которое обеспечивается безупречной дикцией, мышечной свободой и активностью гортани и глотки; повышенной выносливостью голоса, благозвучием тембровой системы, объемом звуковысотного диапазона; глубиной и объемностью голоса, и т.д.

сценический этюд – композиционно законченный эпизод/сцена, предполагающая исходное событие, завязку, кульминацию (конфликт) и точку (финал)

сценография – вид художественного творчества, оформление спектакля и создание его изобразительно-пластического образа: декорация, материально-вещественные атрибуты, костюм, грим, маска, другие элементы преображения внешности актера

сюжет –  трактовка событий в зависимости от замысла  автора: это связи, противоречия, симпатии, антипатии и исходящее из этого взаимодействие человека с другими людьми, ситуацией, обстоятельствами

театр –  (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой

темпо-ритм - исполнение определенных физических и психических движений, осуществляющих заданное действие в ограниченном пространстве с установленной скоростью и в определенном времени. Темп является признаком ведущим, так как именно темп действия чаще всего характеризует состояние психики человека

фабула – «сухой», объективный пересказ основных моментов действия, событий – в их естественной связи и последовательности

характерность – физическая характеристика образа, возникающая как результат, как форма проявления его внутреннего содержания